Классическая Философская Школа "Новый Акрополь"

что это такое программа курса где и когда

Тема: Философия стоиков

Учение Стои — стоицизм — охватывает почти шесть столетий. В основе стоической этики лежит утверждение, что не следует искать причины человеческих проблем во внешнем мире, поскольку это — лишь внешнее проявление происходящего в человеческой душе. Человек — часть великой Вселенной, он связан со всем существующим в ней и живет по ее законам.

Поэтому проблемы и неудачи человека возникают из-за того, что он отрывается от Природы, от Божественного мира. Ему надо вновь встретиться с Природой, с Богом, с самим собой. А встретиться с Богом — значит научиться видеть во всем проявление Божественного Промысла. Следует помнить, что многие вещи в мире не зависят от человека, однако он может изменить свое отношение к ним.

До наших времен сохранились имена великих философов-стоиков, собственным примером подтвердивших жизненность своей философии – Марка Аврелия, Сенеки, Эпиктета.

Марк Аврелий

Император Марк Аврелий правил Римом с 161 по 180 год н.э. Непростое время для Империи уже очевидно склоняющейся к закату, и непростая судьба ее парадоксального правителя, склонного к размышлениям, но проведшего большую часть своего императорства в военных походах. Его повелениями возмущались очень многие соотечественники. Как же! Он посылает гладиаторов на войну, чтобы они не умирали бессмысленно под крики толпы… Он приказывает стелить маты под снаряды для выступлений гимнастов... Он лишает римлян зрелищ! Он слишком милосердно относится к рабам и детям бедноты… Но при этом он слишком много требует от сильных мира сего! Он не вероломен даже к врагам и даже ради военных побед. Он сумасшедший… А он просто был философом, философом – стоиком, считавшим, что человек по сути своей свободен, и никакие проблемы не заставят его поступить против совести. И именно поэтому его правление называют последним золотым веком. И именно поэтому не было ни до него, ни после императора, чья смерть вызвала бы столь неподдельную скорбь римлян. И такого уважения, что его не решались оплакивать, будучи твердо убеждены, что после смерти он возвратился в обитель Богов.
Он не оставил потомкам ни трактатов о мироздании, ни о глубинах подземных, ни о душах людских… Он оставил нечто большее. Он оставил самого себя, свою прекрасную душу, запечатленную на немногих страницах своего дневника, позднее получившего название «Размышления к самому себе». Он обращался лишь к себе, но ныне этот диалог звучит через века с нами, его читателями. И мы беседуем с ним, иногда чувствуя уколы совести, но всегда вдохновляясь его простыми и глубокими мыслями…

Не забывай же впредь при всяком событии, повергающем тебя в печаль, пользоваться основоположением: «Не событие это является несчастьем, а способность достойно перенести его — счастьем».

Смотри внутрь себя. Внутри источник добра, который никогда не истощится, если ты не перестанешь рыть.

Не все же разглагольствовать о том, каким должен быть хороший человек, пора и стать им.

Искусство жизни более напоминает искусство борьбы, нежели танцев. Оно требует готовности и стойкости в отношении к внезапному и непредвиденному.

Если кто-нибудь может с очевидностью доказать мне, что я неправильно сужу или действую, то я с радостью изменюсь. Ибо я ищу истины, от которой еще никто никогда не потерпел вреда. Терпит же вред тот, кто упорствует в своем заблуждении и невежестве.

Искусство жизни более напоминает искусство борьбы, нежели танцев. Оно требует готовности и стойкости в отношении к внезапному и непредвиденному.

Смотри внутрь себя. Внутри источник добра, который никогда не истощится, если ты не перестанешь рыть.

Лучший способ оборониться от обиды – это не уподобляться обидчику.

На жертвеннике много кусочков ладана. Один из них попал сюда раньше, другие позже – разницы здесь нет никакой.

Ни с кем не случается ничего такого, чего он не в силах был бы вынести.

Не довольствуйся поверхностным взглядом. От тебя не должны ускользнуть ни своеобразие каждой вещи, ни ее достоинство.

В одном ищи радости и успокоения: в том, чтобы от одного общеполезного дела переходить к другому, памятуя о Боге.

Не приносящее пользы улью – не принесет пользы и пчеле.

Совершенство характера выражается в том, чтобы каждый день проводить, как последний в жизни, быть чуждым суетности, бездеятельности, лицемерия.


Сенека

Все мы ищем счастья. В этом, наверное, основной вопрос любой современности. Поэтому не будет странным обратиться за ответом к римскому сенатору и поэту Луцию Аннею Сенеке, жившему две тысячи лет тому назад. На его глазах, на рубеже великих эпох рушился старый мир, погребая под обломками многие надежды и мечты. Он из тех поколений, что самой беспощадностью жизни были поставлены перед необходимостью философии. Так же, как и мы с вами. Именно необходимостью. Либо потеряться в бессмысленном хаосе, покорно следуя за толпой. Либо понять глубокий смысл происходящего, и найти в нем путь и силы остаться собой. Но это невозможно без философии. Для Сенеки это был стоицизм. И по сей день трудно найти более глубокое, и в то же время более практичное учение. Философия здесь становится огнем, в котором все беды, невзгоды, удары и дары судьбы переплавляются в мудрость и опыт. Страдания преобразуются в счастье. Хотя это очень не легко.
Сегодня философия рождается из текущей жизни, отражая все ее условности, мелочи, обыденность. У стоиков наоборот – жизнь рождается из философии, становясь возвышенной и очищаясь. Почти всю жизнь свою Сенека провел в Риме при Калигуле, Клавдии, Нероне, пытаясь хоть как-то смягчить их нравы. Был несколько раз приговорен к смерти. Но оставался при дворе, пытаясь выполнить свой долг гражданина и философа.

«Раз природа вещей позволяет вступать в общение с любым веком, то почему бы нам не обратиться всей душой от этого ничтожного, мимолетного, переходного обрывка времени, который зовется настоящим, к неизмеримой вечности, где мы к тому же вместе с лучшими из людей?».
«Жив тот, кто многим приносит пользу; жив тот, кто сам себе полезен. А кто прячется и коснеет в неподвижности, для того дом – словно гроб. Можешь хоть начертать у порога его имя на мраморе: ведь они умерли раньше смерти».
«Для чего приобретаю я друга? Чтобы было за кого умереть, за кем пойти в изгнанье, за чью жизнь бороться и отдать жизнь… Как же искать дружбу? – Как ищут самое прекрасное, не прельщаясь прибылью, не боясь переменчивости фортуны. Кто заводит друзей на всякий случай, то лишает дружбу ее величия».
«Главное для нас – не уподобляться овцам, которые всегда бегут вслед за стадом, направляясь не туда, куда нужно, а туда, куда все идут. Нет на свете вещи, навлекающей на нас больше зол и бед, чем привычка сообразовываться с общественным мнением, почитая за лучшее то, что принимается большинством, и чему мы больше видим примеров; мы живем не разумением, а подражанием. Отсюда эта вечная давка, где все друг друга толкают, стараясь оттеснить».



  создание сайта КЦ "НОВЫЙ АКРОПОЛЬ"

  Новый Акрополь
  рекомендует:

 
info@newacropol.ru  
www.newacropol.ru